Ледбитер Чарльз Уэбстер (1854-1934)

 

  Чарльз Ледбитер - англиканский священник и знаменитый теософский писатель. Вступил в Теософское общество в 1883 году. В последующие годы стал теософским лектором и писателем. Его книги могут принести пользу тем, что натолкнут людей, не знакомых с эзотерикой на мыли, которые не приходили им в голову ранее, однако  для углубленного изучения они не подходят, т.к. породят лишь заблуждения (Не все книги Ледбитера вредоносны; так по словам Е.И.Рерих исключением является книга "Внутренняя жизнь"). В своих книгах он говорит об эзотерических  явлениях так, как будто они ему очень хорошо известны, упоминая целый ряд подробностей, которые и покупают внимание и доверие читателя. Не смотря на то, что сам Ледбитер утверждает, что достиг Буддхиального плана, это не соответствует действительности. Да, он был неплохим медиумом,  общался с духами, мог видеть некоторые события, но он никогда не выходил за пределы астрального плана, в котором вероятно и встретил ложных учителей.

   Идеи Ледбитера не всегда одобрялись и в пределах самого теософского общества, особенно они не поддерживались старыми членами общества. Однажды он даже со скандалом изгонялся из общества из-за того, что преподаваемые им практики носили сомнительный моральный характер, но позже был восстановлен. К большому расколу в рядах теософов привело в своё время и заявление Ледбитера и Безант о том, что Кришнамурти является новым воплощением мессии.

     Вот, что писала по поводу Ледбитера А.Бейли:

      "Сильная струя психизма пронизывала Общество, благодаря психическим заявлениям м-ра Ледбитера и его необычайному контролю над г-жой Безант. Последствия скандала с Ледбитером всё ещё вызывали много толков. Заявления г-жи Безант насчёт Кришнамурти вызвали широкий раскол в Обществе. Из Адьяра исходили приказания со ссылкой на то, что это были приказания одного из Учителей, внешнему главе, гласившие, что каждый член Теософического Общества должен отдавать свои интересы одному или всем трём направлениям работы: Со-Масонский Орден, Орден Служения или просветительская деятельность. Если вы не делали этого, вы рассматривались как нелояльный, невнимательный к требованиям Учителей, и считались плохим теософом.

   М-р Ледбитер опубликовал в Адьяре книги, которые были психическими по своему содержанию и которые было невозможно проверить; они несли на себе сильный отпечаток астрализма. Одна из его главных работ "Человек: откуда, куда и как" была книгой, которая доказала мне неправдоподобность того, что он писал. Эта книга описывает будущее и работу Иерархии в будущем; и мне показалось забавным и примечательным то, что большинство людей, якобы занимающих высокие посты в Иерархии и в будущей наступающей цивилизации, все были личными друзьями м-ра Ледбитера. Я знала некоторых из этих людей — почтенные, дружелюбные и посредственные люди, никто из них не был интеллектуальным гигантом, а большинство из них было совершенно незначительными людьми. Я совершила обширные путешествия и встретила немало людей, о которых я знала, что они более результативно служили миру, более разумно служили Христу и были более подлинными представителями братства, так что я прозрела и увидела тщетность и бесполезность такого рода литературы". (А.А.Бейли "Неоконченная автобиография")

  "Теперь хочу предупредить Вас, как опасен книжный оккультизм. Масса вреднейших книг выпущена на книжный рынок. Одни книги г-на Ледбитера, за исключением его труда "Inner Life", когда его мышление отражало еще мысли Е.П.Бл[аватской], являются таким материалом. Впрочем, может быть, по счастью, они не все переведены на русский язык. Как сказано, "много творений рук, лишенных красоты, знания и честности". И Вы напрасно думаете, что уход Ледбитера большая утрата для Теос[офского] Общ[ества]. Именно Ледб[итер] явился злым гением этого движения. Именно он нанес вред всему движению. Как сказано Великим Учителем: "одна Блаватская знала", и наша задача в будущем будет поставить на должную высоту почитание этой великой Женщины-мученицы. Если бы Вы знали всю литературу о Блав[атской] и все поступки и предательства ее ближайших сотрудников, Вы ужаснулись бы бездне человеческой неблагодарности, мерзости и невежества, конечно, именно из последнего вытекают все гнусности" (из писем Е.И.Рерих Алексею Михайловичу Асееву 06.05.1934).

   "Книга Ледбитера "Учителя и Путь" имеется у меня на англ[ийском] языке, и должна сказать, что это такое безобразное смешение истины, лжи и даже кощунства! Зерна истины, содержащиеся в ней, так же трудно отобрать, как несколько настоящих жемчужин из кучи поддельных бус. Чтобы иллюстрировать Вам эту ложь, скажу - Вл[адык]а М[ориа], Великий Венецианец, Учитель Учителей, Вл[адык]а Мира или, как говорят восточники, Вл[адык]а Шамбалы, и Великий Ману Шестой Расы, и Великий Вл[адыка] Майтрейя - аспекты одного и того же Высочайшего Эго, или Духа, в плодовитой же фантазии г-на Ледбитера все Они разъединились и Каждый живет в отдельном Ашраме!!! Забавно, что г-н Ледбитер и все теософы приписывают Великому Венецианцу воплощение Паоло Веронезе! Причем у меня имеется портрет этого "Венецианца" в современном европейском одеянии!!! тоже написанный якобы под лучом Вл[адыки]!!! Теперь сообщу Вам, Кто на самом деле был этот Великий Венецианец. Когда племя венетов было теснимо и гонимо надвигающимися варварами, среди них появился неизвестный высокий Пастух, который указал им отойти на лагуны, и это обстоятельство послужило основанию города Венеции. Пастух этот был Наш Вел[икий] Вл[адык]а, принявший этот Облик, вернее, материализовавший Его, ибо в то время Он не носил физического тела. Последнее сведение имею от Самого Вл[адык]и, и Вы видите, как это расходится с утверждением теософов и описанием г-на Ледб[итера]. Для Вашего сведения скажу, что и Великий Облик аватара Бхагавана Кришны, творца Бхагавадгиты и Собирателя Вед и Махабхараты, тоже нужно внести в Книгу Жизней Вл[адык]и. Конечно, Вы понимаете, чтобы стоять во главе Мира и быть Собирателем Шестой Расы и грядущим Вл[адыкой] Майтрейей, Дух должен быть Высочайшего Огненного напряжения. Также имейте в виду, что никогда не может быть выдано ни точное географическое местонахождение, ни даже точная видимость не только главной Твердыни, но даже отдельных Ашрамов. Точно так же и все имеющиеся портреты Вел[иких] Уч[ителей] имеют лишь приблизительное сходство или же никакого с истинным Обликом Владык. Г-н Ледб[итер] назван "вреднейшим". Можно ли после этого допустить, чтобы он посещал в своем тонком теле или даже только приближался к священным Ашрамам?!" (из писем Е.И.Рерих Алексею Михайловичу Асееву 21.07.1934).

  По поводу заявления Ледбитера и Безант о Кришнамурти Рерих пишет:

  "Многоуважаемая Валерия Петровна. Письмо Ваше мною получено, и спешу ответить. В жизни мы встречаем носителей и выразителей разных ступеней сознания и, конечно, должны следовать за тем, кто ближе всего отвечает нашему состоянию духа и умственному развитию. Потому если Учение г-на Кришнамурти отвечает Вашему сознанию, то Вы и должны следовать ему. Как сказано в Жемчужине Востока, в бессмертной Бхагавадгите: "Человечество приходит ко Мне разными путями, и каким бы путем человек ни приближался ко Мне, на этом пути Я его приветствую, ибо все пути принадлежат Мне".
  Истинно, разные эти пути, одни легче или труднее, другие длиннее или короче. Сама я никогда не встречала г-на Кришнамурти. Читала лишь его прекрасную книжечку "У ног Учителя", и общие знакомые пересылали мне иногда копии некоторых его бесед. С самым последним его Учением я не знакома. Считаю, что винить его за чудовищную ересь, выданную миру г-ном Ледбитером и А.Безант, о том, что в определенный срок Дух Христа, или Мирового Учителя, должен вселиться в него, нельзя, ибо он был тогда юн и тем более, что по позднейшим сведениям, кажется, сам он уже отрицает это" (из писем Е.И.Рерих Алексею Михайловичу Асееву 24.08.1934).


  "Я уже упомянула Вам книгу А. Безант "Эзотерическое Христианство" и даже "Иннер Лайф" Ледбитера, но все остальные книги последнего автора полны вредных заблуждений. Есть еще неплохая книжечка Джеджа "Океан Теософии", но все это лишь толкования той же "Тайной Доктрины" и хороши для самых начинающих. Но особенно ужасна книга совместного творчества А. Безант и Ледбитера, заключающая в себе якобы жизни Великих Учителей и некоторых учеников, именно: г-жи Безант, Ледбитера, Кришнамурти, Арундель и т. д. Я редко встречала что-либо равное по безвкусию, кощунственности и лживости. Как сказано Великим Владыкой: "Книга эта творение многих рук, лишенных знания и красоты". И таких перлов среди теософической литературы не мало. Ведь и Штейнер к концу жизни сошел с пути Света, и храм его был уничтожен разящим Лучом" (из письма Е.И.Рерих от 30.06.1934).

   Завершу прекрасным письмом Беликова, в котором говорится не только о Ледбитере, но и о проблеме доверия в целом и о разности индивидуальных путей:

  "...Проблема доверия - сложная проблема. Нам доверена вся планета и каждый из нас находится на испытании. Что-то запрещать или позволять - можно детям. Нам же, взрослым, самостоятельно мыслящим людям дана свободная воля. Все, что мы получаем в жизни, должно быть использовано нами по нашему же сознанию и нашей свободной воле без каких-либо запретов и принуждений. В этом и величие человека, и его ответственность за все полученное. И в зависимости от того, как он полученное использует, какую пользу приносит или какие ошибки допускает, зависят результаты его испытания. И испытывает человека жизнь во всем своем многообразии. Думаю, что далеко не совсем правильно сводить доверие к личным отношениям между людьми. В жизни мы отлично понимаем, что инженер не может доверить своей работы ученику, врач - санитару, взрослый человек - ребенку, врач - инженеру, хирург - самому опытному терапевту и т.д. И вопрос здесь не только в количестве знаний, но и в разности знаний и опыта. Тем более все это касается области мировоззрения. Здесь вопрос сводится тоже не к количеству знаний, а к качественным различиям Путей, по которым люди продвигаются к Высшему. На каждом из этих Путей можно достичь многого, но если перебегать с одного Пути на другой в погоне за всем, то вообще никаких достижений не будет. Поэтому-то когда мы хотим кому-то в чем-то помочь, что-то дать, то вопрос заключается совсем не в доверии, а в ответственности за то - на пользу или во вред пойдет даваемое тому, кому даешь, а также - на пользу или на вред пойдет даваемое общему делу сотрудничества между людьми. Ведь Великие Учителя могли бы выдать все свои Знания человечеству, но этого не делают, т.к. кроме вреда это ничего бы не принесло. Тем не менее именно вся Планета доверена людям, их сознанию, их воле, их творческим проявлениям. И это Великое Доверие требует великой же целесообразности. Целесообразность должна ложиться и в основу человеческих взаимоотношений. Между тем, когда мы ее проявляем, то часто вызываем подозрения в "расчете" или в "недоверии", когда же забываем о ней, то, проявляя "полное доверие", вызываем зачастую, в лучшем случае, недоумения, а подчас и враждебные чувства.

  Чтобы не быть голословным, могу проверить это с Вами на конкретном примере. Так, Вы называете книгу Ледбитера "Учител[ь] и Путь" "величайшей жемчужиной". Действуя целесообразно, я должен был бы или промолчать, или длительно подготовить Вас к переоценке этой книги, постепенно вооружая Вас фактами, которые, с одной стороны, были бы для Вас вполне авторитетны и приемлемы, а с другой стороны - внутренне переубедили бы Вас самих на основе собственных выводов и собственного опыта. Однако Вы хотите "полного доверия" с моей стороны. Опираясь только на это доверие и игнорируя целесообразность, я могу сказать Вам, что лично для меня ничто так далеко не стоит от Учения Агни [Йоги]; как книга Ледбитера. Скажу Вам больше - те, кто действительно имел Встречи с Вел[икими] Уч[ителями], никогда не могли бы выдать тех "подробностей", которые в изобилии находятся в книге Ледбитера, но дело в том, что сам Ледбитер был медиумом и "посещал"  лишь астральный мир, в котором множество "учителей", созданных человеческим воображением и не имеющи[х] ничего общего с Величайшими Планетными Духами, все Величие Которых нам недоступно и подробности Жизни Которых не выдаются в таких популярных и решительно всем доступных книжечках, как книга "Учитель и Путь". Книга эта отнюдь не "редкая", она выдержала много изданий на многих языках, издавалась в свое время и на русском языке. По существу - все подробные описания Ледбитера - профанация Величайших Обликов. Я не уверен - пользу или вред приношу я Вам, себе и нашим взаимоотношениям, так доверительно раскрывая Вам свою оценку книги Ледбитера. Также я буду не уверен - полезны ли для Вас те книги, которые рассматривают Ледбитера именно как медиума весьма невысоких градаций. Больше того, некоторым я могу даже посоветовать почитать книгу Ледбитера, т.к. она может вызвать интерес к предметам, о которых до ее прочтения человек вообще не мыслил. Во всем этом не будет никакой роли играть доверие или недоверие, скрытность или искренность, а исключительно целесообразность, которой держится наш мир. Я знаю, после моей <доверительности> в отношении Ледбитера Вы можете не
согласиться со мной, а можете и согласиться, сказав, что моя "доверительность" помогла Вам разобраться в истинном положении вещей и
прийти к правильной оценке. Однако то и другое будет для меня и для Вас - равнозначно. Иное дело, если бы Вы сами пришли бы к выводу: что Агни [Йога] и Ледбитер - несовместимые уровни Познания и совершенно различные степени мировосприятия. Допускаю, что Ледбитер слишком незначительная величина, чтобы разногласия в его оценках вызвали бы между нами разногласия и по всем иным оценкам, сделав какое-то сотрудничество вообще невозможным. Однако между многими людьми подобные разногласия вносили вражду, в результате чего
история знает кровопролитные "крестовые походы". И все это происходило от "доверия", которое не "корректировалось" целесообразностью, проявляемой по отношению к нам Вел[икими] Учителями..."  (из письма П.Ф.Беликова Г.П.Орленко от 02.01.1977).

"Передаю Вам Указ Вл[адыки], данный сейчас всем ближайшим сотрудникам: "Советую установить точку зрения на Теософ[ское] Общество. Не следует осуждать Общество. Там, где Изображения Учителей и Упасики, там не нужно осуждать. Много ошибок в Обществе, но все же там почитают Учителей. Потому не раздражайте их упоминанием ошибок. Кроме Каменской, все другие - друзья. Особенно сейчас не нужно творить себе врагов. Когда силы тьмы нападают, тогда не нужно умножать врагов". Все сведения, ранее мною данные и о Ледб[итере], храните лишь для себя. Конечно, можно сказать, что некоторые труды Ледб[итера] Вами не воспринимаются, но от острого осуждения воздержитесь. Все же главные друзья наши во всех странах именно из лагеря бывших или настоящих теософов. Не будем забывать, что их подготовленное сознание помогает многим среди них оценить и Живую Этику. Скажите это всем сотрудникам Вашим - пусть не задевают"..."Видимо, дорогой Александр Михайлович, некоторые люди думают, что я, как Василиса Премудрая, катаю яблочко по золотому блюдечку и по желанию вызываю к жизни заморские чудеса, или, подобно Ледб[итеру], стоит мне протянуть руку, прищуриться, и тут же увижу на ладони самые необыкновенные вещи и могу сложить историйку, отвечающую желанию присутствующих. О такой способности Ледб[итера] мне серьезно рассказывала одна из его поклонниц. Причем все это достигалось не соображаясь ни с какими условиями, ибо для г-на Ледб[итера] никаких законов не существовало, кроме того, что диктовала ему его досужая фантазия. Дорогой Александр Михайлович, мой опыт совсем другого порядка. И, кроме того, даже Архат может пользоваться своими достижениями лишь в особом состоянии... отсюда и такое уединение Их. Вам скажу, что Вл[адыка] знает всю нашу корреспонденцию, и если на что-то я не получаю ответа или подтверждения, значит, на это есть особые причины" (Письмо Е.И.Рерих Алексею Михайловичу Асееву от 22.06.1936).

22.02.2004

Короткевич Д.Н.

Сайт управляется системой uCoz