Глава 2

Возникновение человека

1.Эволюция человеческих монад

   В настоящей главе мы рассмотрим вопрос основные этапы эволюции, которые предшествовали появлению человека, дойдём до современного человека, познакомимся с основными законами, по которым протекала и продолжает протекать его эволюция.

  Начиная разговор о монадах, мы затрагиваем одно из самых сокровенных понятий в эзотерике[1]. Монада составляет основу той бессмертной сущности человека, которая существует вечно. Рассматривая путь, проделанный монадой от своего Создателя до появления человека и эволюцию человеческой монады, мы практически занимаемся тем, что знакомимся с процессом появления человека.

  Итак, начнём с самого начала – с появления монад. Для этого мы вернёмся к началу мироздания, когда по завершению Пралайи началось создание новой Вселенной. «Источник возникновения всего сущего один, и от Единого изошло все: и природа, и Вселенная, и все, что в ней, все видимое и невидимое, все подвижное и неподвижное, все великое и малое, все разумное и неразумное. Одним словом, все существа, все явления и все вещи. Все, что существует, начиная с атомов и кончая планетами, имеет элемент жизни, обладает частью Божественного Духа, иначе говоря, обладает монадой»[2].

  Всё существующее строится из различных сочетаний двух начал – Духа и Материи. Материя является пластическим материалом для создания новой, более совершенной Вселенной, но она приводится в движение Духом, который оживляет каждую новую создаваемую форму элементом Божественной жизни – монадой.

  «Каждая монада есть искра из луча, эманированного Вечным Светом, и в силу этого является определенным аспектом Божества. Она несет в себе самой зародыш своего будущего развития, в ней теплится уже все ее будущее величие и все возможности ее грядущей жизни. Но целая бесконечность времен должна пройти, прежде чем эта часть Божества осознает себя, осознает свою индивидуальность, свою Божественность и свое место в Целом»[3].

  Монады создаются Эманацией Бога[4]. Но было бы неправильно предполагать, что от Солнечного Логоса исходят готовые монады - человеческие, животные, растительные, минеральные и т.д. Монада постепенно переходит из одних форм материи в другие, более высшие, одухотворяя их. Поэтому человеческая монада не есть что-то изначально существующее, заранее созданное, но является результатом длительной эволюции трёх царств – минерального, растительного и животного. Теософская литература так же говорит, что перед этими тремя физическими царствами монада прошла ещё три царства элементарных, населенных духами природы ­ундинами, сильфами, гномами и саламандрами.

  «Итак, монадическая, вернее, космическая сущность, если подобный термин допустим по отношению к минералу, растению и животному, хотя и является тою же самою на протяжении всех серий циклов от элементального царства вплоть до царства Дэв (Ангелов), тем не менее, она разнится по мере своего продвижения. Было бы крайне ошибочным представить себе монаду как отдельную сущность, прокладывающую свой медленный путь определенною тропою через низшие царства и после бесчисленных серий преображений расцветающую в человеческое существо; как, например, сказать, что монада Гумбольдта произошла от монады атома роговой обманки? Вместо того чтобы сказать - "минеральная монада", правильнее было бы употребить в физической науке, дифференцирующей каждый атом, следующее выражение: "монада, проявляющаяся в той форме Пракрити (материи), которая называется минеральным царством»[5].

  Но также надо понимать, что и те монады, которые впоследствии развивают свои оболочки до состояния человека не эманируются непосредственно Богом. Как уже упоминалось выше, сначала создаются семь  Великих Иерархий, возглавляемых семью Великими Творцами (Дхьяни-Чоханами, Элохимами и т.д.). На нашей ступени развития мы пока не знаем, к какой из Иерархий мы принадлежим, а также не знаем какие ещё иерархические ступени стоят между одним из семи Великих Творцов и Солнечным Логосом, который непосредственно и эманировал наши монады.

  «Звезда, под которой рождается человеческое существо, говорит Оккультное Учение, навсегда останется ее Звездою на протяжении всего цикла воплощений в одной Манвантаре. Но это не есть его астрологическая звезда. Последняя касается и связана с личностью; первая - с индивидуальностью. Ангел этой Звезды, или Дхьяни-Будда, связанный с нею, будет или руководящим, или просто наблюдающим Ангелом, так сказать, при каждом новом воплощении монады, которая есть часть его собственной сущности, хотя ее носитель - человек - может навсегда остаться в неведении этого факта. Каждый Адепт имеет своего Дхьяни-Будду, свою старшую "Душу-Близнеца", и они знают его, называя его "Отчей Душою" и "Отцом-Огнем". Лишь при последнем и высочайшем Посвящении, стоя лицом к лицу с блистающим "Обликом", они познают его».[6]

   Как уже было сказано выше, монада перед тем, как оживить человеческую материю, прошла через ряд царств природы. Мы не будем заглядывать далеко в «родословную» человеческой монады, поговорим лишь о тех этапах, которые нам более или менее известны и знакомы. Итак, до появления человека монада проходит через минеральное, растительное и животное царство.

  Таким образом, эзотерическое знание не разделяет мнения современной науки, которая относит человека к царству животных. Такой вывод учёных, конечно же, не безоснователен. Они ставили в основу классификации особенности физического строения объекта. Это позволило им чётко отграничить минеральное царство от растительного и животного, но в случае с человеком данный критерий оказался непригодным, т.к. по нему человек был приравнен к животному. Я думаю, что многие современные образованные люди довольно справедливо возмущаются такой классификацией и ни коим образом не хотят её признавать в отношении себя. Так пусть же животными остаются те, кто себя к ним причисляет.

  А верным критерием является и всегда являлся уровень развития сознания. Хотя мы и говорим, что зачатки сознания появились в высшем животном царстве, и полностью оно было проявлено в человеке, но это ещё не значит, что его вообще не было в царстве растительном. Просто у растений лишь появились первейшие зачатки сознания, выразившиеся, например, в приспособлении к условиям обитания и питания и др. Если про минерал можно почти с уверенностью говорить об отсутствии у него сознания, то это уже сложнее сделать в отношении таких переходных стадий от минерала к растению как мхи и лишайники. Уровень сознания ещё увеличивается у растений, но всё же ещё продолжает оставаться настолько незначительным, что в основном принято говорить об отсутствии сознания в растительном царстве. А вот в животном, особенно у высших представителей этого царства развитие сознания достигает уже довольно значительного уровня, развившись в случае с человеком до уровня самосознания.

  Однако отличие эволюционных форм происходит не только по признаку материи и сознания. При подходе к человеческой стадии изменения затрагивают и монаду. Это не столько качественные изменения, т.к. мы знаем, что монада неизменна, сколько количественные, т.е. происходит ограничение объекта действия монады, начинается процесс дифференциации.

  Задачей на всём пути, проделываемом монадой через океан материи, является то, что каждая монада, исшедшая из Создателя, в результате ряда эволюционных превращений должна проявить всю заложенную в ней потенциальную силу и вырасти в подобие своего Творца.

  Но монада сама по себе не имеет сознание, она овладевает этой первой оболочкой лишь в результате эволюционного развития. Но и тогда монада остаётся неизменной, а сознание является лишь её инструментом.

  «Монада есть аспект Вселенского Духа, как определенная совокупность тональностей Его Бытия и Сознания. Являясь частью Целого, Его единичной потенцией, она в своей истинной природе не может иметь не только сознания, но и самой идеи о себе как личности, ибо принадлежит иному, высшему плану. В силу этого монада до эманирования своего сознания во вне своей Небесной Природы представляет собой чистейшую абстракцию, не имеет реального бытия, не обладает и сознанием; в этом виде своем она является лишь безличной частицей Космического Божественного Самосознания»[7].

  Поэтому усилия Космических Иерархов направлены на превращения безличной монады

в обладающую самосознанием индивидуальность. Для этого монады и проходят все фазы эволюции всех царств природы, все превращения из менее совершенных форм жизни и материи в более совершенные, из менее сознательных в более сознательные.

  «При создании физического мира первый импульс безличным монадам для достижения ими сознательной индивидуальности дается при развитии цикла царства минерального. Великая премудрость Творческого Разума направляет монады все в более и более благоприятные сочетания материи, имея в виду единственную и высшую цель эволюции - привить материи способность чувствовать внешние воздействия и реагировать на них тем или иным способом, который доказал бы наличие зародыша сознания. «…» В конце Манвантары появляются переходные формы жизни из одного царства природы в другое. Некоторые монады оказываются в таких формах жизни, как лишайники, мхи, грибы и др., которые являются срединными между минералом и растением. Когда появляются такие переходные формы, то это есть показатель того, что заканчивается один Великий Цикл и, после обскурации, или частичной Пралайи, начинается другой. Из более удачных переходных форм развивается следующее, более высокое царство природы - растительное, которое получает для этого новый импульс от Логоса, а менее удачные переходные формы погибают»[8].

  Так же, перемежаясь из одних форм растительного царства в другие, переходя с одного «глобуса»[9] на другой, монады и развивают царство растительное и животное. Тенденция монад к дифференциации в направлении индивидуального сознания обнаруживается впервые уже в растительном царстве, в животном она уже ясно проявляется, но лишь с появлением человека появляются и человеческие, полностью индивидуализированные монады, как результат длительного процесса эволюции низших царств природы. Каждая человеческая монада является свободной по отношению к самой себе, но вместе с тем связана общностью цели и тождественностью принципов.

  «Природа (в человеке) должна стать соединением Духа и Материи, прежде чем он станет тем, что он есть; и Дух, скрытый в Материи, должен быть пробужден к жизни и сознанию постепенно. Монада должна пройти через свои минеральные, растительные и животные формы, прежде чем Свет Логоса сможет пробудиться в животном человеке. Потому до такого пробуждения он не может быть назван человеком, а должен быть рассматриваем как монада, плененная в вечно меняющихся формах»[10].

  «Сознание человека и индивидуальность неразрывно между собою связаны, и даже более того, в отдельности представляются понятиями, лишенными смысла, ибо индивидуальность есть природа сознания, сознание всегда индивидуально. Сознание и индивидуальность, утверждающие самое бытие монады как таковой, рождаются с началом утверждения монады как первообраза присущего ей относительного мира. Будучи по природе своей частью Вселенского Духа, монада своим сознанием являет аспект Космического Божественного Сознания; утверждая себя как самостоятельную независимую субстанцию второго рода, монада тем самым утверждает присущее ей сознание»[11].

  Теперь для того, чтобы понять путь, который проделывает монада вплоть до человеческой стадии, мы ознакомимся с учением о планетарных цепях и «глобусах». Для начала представим, что наша солнечная система состоит из семи планет. На самом деле их девять (плюс Солнце), но для того, чтобы проследить закон семеричности развития на пути человеческой монады, нам необходимо взять только те, на которых собственно происходила эволюция человеческих монад, отставив в сторону три планеты, на которых происходило развитие трёх элементальных[12] царств природы. Теперь попытайтесь представить, что каждая планета солнечной системы состоит из семи глобусов. Под глобусами следует понимать определённые уровни бытия одной и той же планеты. В примечаниях к книге А.И.Клизовского «Основы миропонимания новой эпохи» Е.И.Рерих пишет по поводу «глобусов»:

  «Вы правы, что планетная цепь, со всеми ее глобусами, или сферами, или прин­ципами (называйте их как хотите), представляет собою одно целое. Именно, все глобусы концентрически совмещаются один в другом и представляют определенные планы сознания или бытия» (Письма Е Рерих: от 19.3.36).

  «Планетной цепью мы называем все те сферы Тонкого и Огнен­ного Мира, которые окружают нашу планету, и они соответствуют принципам в человеческом строении или организме» (Письма Е Рерих: от 30.4.35).

  «Цепь планет, о которой говорится в Письмах Махатм и Тайной Доктрине, нужно понимать как различные фазы одной и той же пла­неты, со всеми окружающими ее зримыми и незримыми для нас сфе­рами, но не как самостоятельные физические планеты» (Письма Е Рерих: от 16.1.35).

  Таким образом существует семь Земель, семь Солнц, семь Лун, но видим мы только один из семи глобусов каждой планеты – проявленный на физическом плане. Можно даже найти схожесть системы глобусов с системой тонких тел человека. Глобусы состоят из материи разной плотности: физической, астральной, ментальной.

  «Истинное Солнце и истинная Луна так же невидимы, как и истинный человек» - гласит Тайная Доктрина[13].

  Обозначим глобусы буквами латинского алфавита от A до G. Глобусы расположены таким образом, что глобус А по плотности материи соответствует глобусу G; глобус В - глобусу F; глобус С - глобусу Е; глобус D не имеет дубля по плотности материи[14]. Глобусы А, В и С предназначаются для нисхождения монады все в более плотную материю, которая на глобусе D достигает наибольшей плотности. Глобус D является поворотным от инволюции к эволюции, поэтому он и не имеет собрата по плотности материи. Достигнув максимальной материальности на глобусе D, монада начинает одухотворять ту материю, которой она овладела. Проходя через глобусы Е и F, монада поднимается в область ментальной духовности и, достигнув глобуса G, возвращается к той стадии духовности, которой она обладала в начале круга.

 

Схема 1

 

  На пути с глобуса A на глобус G монада приобрела некоторую часть сознания и одухотворила некоторую часть материи. Такое перемещение имеет название малого круга. Монада должна совершить такой круг на каждой из семи планет солнечной системы. Семь таких малых кругов составляют один большой круг, а семь больших кругов – одну Манвантару. В данном случае Манвантара обозначает период времени, за который развивается одно царство природы.

  Когда развитие минеральной жизни на глобусе А заканчивается, то минеральный импульс переходит на глобус B. Это одновременно является моментом для появления на глобусе А растительного импульса. Когда развитие растительности на глобусе А заканчивается, то начинается развитие животного импульса, а растительный переходит на глобус B, а минеральный, соответственно с глобуса B на глобус C. Затем, когда животный импульс переходит на глобус B, человеческий жизненный импульс появляется на глобус A.

  И так продолжается на протяжении трёх больших кругов. Сейчас мы находимся в четвёртом круге, пятом малом круге[15], на четвёртом глобусе[16].

  После седьмого большого круга Манвантара завершается, сменяясь частичной Пралайей, и жизненный импульс переходит с  одной планетарной цепи на другую, при этом старая цепь, как выполнившая своё назначение постепенно распадается со всеми своими глобусами.

   Как уже было сказано, эволюция монад происходила и до появления минерального царства. Тайная Доктрина учит, что в конце седьмого большого круга предыдущей Манвантары, произошёл переход волны эволюционного импульса с лунной цепи на земную. Вышеприведённая схема как раз и показывает переход жизненной волны с одной планетарной цепи на другую. В дальнейшем мы будем пользоваться её, чтобы объяснить переход с лунной на земную цепь, но данный механизм справедлив и для других, аналогичных переходов.

  Ниже я приведу серию выдержек из текста «Тайной Доктрины», в которых описывается переход эволюционной волны с лунной планетарной цепи на земную и последующий распад первой из них:

  «Теперь следует вспомнить, что монады, вращающиеся в кругу семеричной цепи, разделяются на семь Классов, или Иерархий, согласно их соответствующим стадиям эволюции, сознания и заслуг. Проследим порядок их появления на глобусе А в первом Круге. Протяжение времени между появлениями этих Иерархий на любом глобусе так приноровлено, что когда Класс 7, последний, появляется на глобусе А, то Класс 1 только что перешел на глобус В; и так далее, шаг за шагом, на протяжении всей цепи.

Также в седьмом Круге лунной цепи, когда Класс 7, последний, покидает глобус А, этот глобус, вместо того чтобы заснуть, как он делал это в предыдущих Кругах, начинает умирать (вступать в свою планетную Пралайю) и, умирая, он, как было сказано, передает в последовательности свои принципы или элементы жизни и энергию и пр. новому лайя-центру[17], который начинает формирование глобуса А земной цепи.

  Подобный же процесс происходит с каждым глобусом лунной цепи; один за другим каждый формирует новый глобус земной цепи. Наша Луна была четвертым глобусом из серии и находилась на том же плане видимости, как и наша Земля. Но глобус А лунной цепи не вполне "мертв" до тех пор, пока первые монады первого Класса не перейдут с глобуса G, последнего в лунной цепи, в Нирвану, ожидающую их между двумя цепями; то же происходит, как указано, и со всеми другими глобусами, каждый из которых дает рождение соответствующему глобусу земной цепи.

  Далее, когда глобус А новой цепи готов, первый Класс, или Иерархия, монад лунной цепи, воплощается на нем в низшем царстве, и так далее в последовательности. Как следствие этого лишь первый Класс монад достигает развития человеческого состояния в течение первого Круга, ибо второй Класс на каждом глобусе, прибывая позднее, не имеет времени достичь этой стадии. Таким образом, монады второго Класса достигают начальной человеческой стадии лишь во втором Круге и так далее, до середины четвертого Круга. Но на этой точке, в этом четвертом Круге, в котором человеческая стадия будет вполне развита, «дверь» в человеческое царство закрывается; и с этого момента число «человеческих»» монад, то есть монад в человеческой стадии развития, закончено. Ибо монады, не достигшие к этому времени, будут, в силу развития самого человечества, настолько позади, что они достигнут человеческой стадии лишь при конце седьмого и последнего Круга. Они потому не будут людьми в этой цепи, но составят человечество будущей Манвантары и будут вознаграждены тем, что станут 2людьми» на более высокой цепи, получая таким образом кармическое возмещение. «...»

  Но читатель не должен терять из виду монад и должен знать их природу, насколько это разрешено, не переступая порога высших Мистерий, на знание последнего или завершительного слова которых пишущая эти строки ни в коем случае не претендует.

  Монадическое множество может быть, грубо говоря, разделено на три больших класса.

1. Наиболее развитые монады - Лунные Боги, или "Духи", называемые в Индии Питри, - назначение которых пройти в первом Круге через весь тройной цикл минерального, растительного и животного царств, в их наиболее эфирных, флюидических и зачаточных формах, для того чтобы облечься и приспособиться к природе новой сформированной цепи. Именно они первые достигают человеческой формы - если только может существовать какая-либо форма в области почти совершенной субъективности - на глобусе А, в первом Круге. Потому они и возглавляют и представляют человеческий элемент на протяжении второго и третьего Круга и, наконец, развивают свои тени при начале четвертого Круга для второго Класса, или для тех, кто следует за ними.

2. Те монады, которые первые достигают человеческой стадии в течение трех с половиной Кругов и становятся «людьми».

3. Отсталые монады, запоздавшие и которые не достигнут, вследствие кармических затруднений, человеческой стадии на протяжении этого цикла, или Круга, за одним исключением, о котором будет сказано в другом месте. Мы принуждены употреблять вводящее в заблуждение слово «люди», и это является ясным доказательством, как мало приспособлен любой европейский язык для выражения этих тончайших различий.

  Здравый рассудок должен подсказать, что эти «люди» не походили на людей наших дней ни формою, ни природою. Зачем же тогда, могут спросить, называть их вообще «людьми»? Потому что нет другого термина ни на одном из западных языков, который, хотя бы приблизительно, передавал желаемое представление. Слово «люди» (men), по крайней мере, указывает, что эти существа были «ману» - мыслящими существами, как бы ни отличались они формой и рассудком от нас самих. Но в действительности, в отношении духовности и понимания, они были скорее «богами», нежели «людьми».

  Та же трудность языка встречается в описании «стадий», через которые проходит монада. Говоря метафизически, конечно, нелепо говорить о «развитии» монады или сказать, что она становится «человеком». Но всякая попытка сохранить метафизическую точность языка, пользуясь таким языком, как английский, потребовала бы, по крайней мере, три добавочных тома для этого труда и повлекла бы такое количество повторений, что труд получился бы утомительным до чрезвычайности. Конечно, монада не может ни продвигаться, или развиваться, ни даже подвергаться воздействию смен состояний, через которые она проходит. Ибо она не принадлежит этому миру или плану, и может быть сравниваема лишь с нерушимой звездой божественного света и огня, низвергнутой на нашу Землю как доска спасения для личностей, в которых она обитает. Именно эти последние должны уцепиться за нее и, приобщившись таким образом к ее божественной природе, достичь бессмертия. Оставленная сама по себе монада не прикрепится ни к одной и, подобно доске, будет унесена неустанным течением эволюции к другому воплощению. «...»

  Могут спросить, что есть «лунные монады», о которых только что говорилось? «...» Каждому должно быть ясно, что они являются монадами, которые, закончив свои Жизненные Циклы на лунной цепи, низшей по сравнению с Землей, воплотились на последней. Лунные монады, или Питри, предки человека, становятся на самом деле самим человеком. Они являются монадами, вступившими в цикл эволюции на глобусе А, и которые, на протяжении Круга цепи глобусов, развивают человеческую форму, как это только что было показано. При начале человеческой стадии четвертого Круга нашей Земли они выделяют свои астральные двойники из «обезьяноподобных» форм, которые они развили в третьем Круге. Именно эта более тонкая форма служит образцом, вокруг которой Природа строит физического человека. Эти монады, или Божественные Искры, таким образом, и есть Лунные Предки, сами Питри; ибо эти Лунные Духи должны стать «людьми», чтобы их монады могли достичь более высокого плана деятельности и самосознания. «...»

  Таким же образом монады, или человеческие эго, седьмого Круга нашей Земли, после того как наши собственные глобусы А, В, С, D и т.д., расставшись со своей жизненной энергией, одушевят и тем вызовут к жизни другие лайя-центры, предназначенные жить и действовать на еще более высоком плане Бытия, - таким же путем Земные «предки» создадут тех, кто превзойдет их. «...»

  Следовательно, именно Луна играет самую большую и самую значительную роль, как в образовании самой Земли, так и в населении её человеческими существами. В действительности же Луна является спутником Земли лишь в одном отношении, а именно в том, что физическая Луна вращается вокруг Земли. Но во всех других случаях именно Земля есть спутник Луны, а не наоборот. Как бы ни было поражающе это заявление, оно не лишено подтверждения со стороны научного знания. Оно подтверждается приливами, периодическими изменениями во многих формах болезней, совпадающими с лунными фазами; оно может быть прослежено в росте растений и ярко выражено в феномене человеческого зачатия и процесса беременности. Значение Луны и ее влияние на Землю были признаны каждой религией древности, особенно еврейской, и были отмечены многими наблюдениями психических и физических феноменов. Но пока наука лишь знает, что воздействие Земли на Луну ограничивается физическим притяжением, заставляющим последнюю вращаться в ее орбите. И если бы возражатель настаивал, что этот факт сам по себе достаточное доказательство, что Луна действительно является спутником Земли и на других планах действия, можно ответить, задав вопрос - будет ли мать, которая ходит вокруг колыбели своего ребенка, охраняя его, подчиненной своего ребенка или же зависящей от него? Хотя, в одном смысле, она его спутница, тем не менее она, конечно, старше и полнее развита, чем ребенок, охраняемый ею»[18].

  Монады являются вечными странниками, которые принимают участие в вечном круговороте жизни по всему Космосу. Будучи эманированной своим «Небесным Отцом», они стремятся, пройдя цикл превращений, стать подобием своего Создателя. Между тем многие современные люди ассоциируют себя не с монадой, которая и есть истинный человек, а с той оболочкой, тысячи которых монада сменила в своём путешествии по миру материи. Попав на нашу физическую Землю, т.е. на глобус D земной цепи и погрузившись в глубины материи, довольно сложно осознать истинную природу вещей. Результатом такого заблуждения является торможение на этом переходном от инволюции к эволюции этапе развития и нежелание дальнейшего совершенствования и освобождения от материи. Осознавая трудность для человечества этого этапа, Велики Учителя и мудрецы многократно твердили на протяжении веков о необходимости познания себя…

  «Между тем успешное завершение огромного цикла жизни от минерала до человека без познания себя немыслимо. Познание себя приводит к познанию Истины, к приобретению великого дара - черпать всякое ведение и всю мудрость Космоса из глубины своего духа. Познание себя приводит к познанию законов мироздания, к познанию Божества и своего места в Нем».[19]

  Теперь мы поговорим о завершении полного цикла жизни монады, о наступлении Великой Пралайи. Тайная  Доктрина пишет: «Монада может быть прослежена на протяжении ее странствования и в её сменах преходящих оболочек лишь от начала первичной стадии проявленной Вселенной. Во время Пралайи, промежуточного периода между двумя Манвантарами, она теряет свое наименование так же, как она теряет его, когда истинное Единое Я человека погружается в Брахмана, в случае высокого самадхи (экстаза) или конечной Нирваны»[20].

  Таким образом, путь каждой конкретной монады может быть прослежен лишь с момента её эманирования во время создания проявленной Вселенной до полной Пралайи, когда проявленный мир перестаёт существовать. Любая Манвантара заканчивается возвращением всех форм жизни к своему Первоисточнику. Но эзотерическая доктрина учит нас, что к Богу может вернуться только Бог, т.е. только тот, кто осознал и проявил в себе божественную природу. Невозможно себе представить этот процесс без осознания человеком себя, своей сути. Т.е. только благодаря наличию такого великого дара эволюции как сознание человек может достойно приобщиться к Источнику Жизни.

  «Ничто себя не осознавшее, ничто дисгармоничное Богу вернуться к Богу не может, ибо нельзя себе представить такую нелогичность, чтобы к Богу, который есть Высшая Гармония, стали бы возвращаться все, не закончившие своего развития и не изжившие своей животности, все убогие духом, все духовные калеки и нравственные уроды. Небольшое размышление на эту тему должно убедить всякого, что этого быть не может, что достигнут завершения своей эволюции лишь следовавшие ее законам».[21]

  Многие учения, не исключая христианства, учат нас, что человек – образ и подобие Бога, и что к Богу он должен вернуться. При наступлении Великой Пралайи или Космической Ночи весь Космос прекращает своё существование, и все монады возвращаются к Источнику Происхождения. Итак, мы выяснили, когда происходит это возвращение. Но как же оно происходит? Логично предположить, что кроме желания возвращения, человек должен чего-то достичь, какого-то уровня совершенства, который позволит ему приблизиться к Богу. Для безличных монад, например монад растений и животных, возвращение не представляет никаких затруднений. Для них этот процесс является неосознанным и не подвергает угрозе существование индивидуальности, которой они собственно и не обладают.

  Совсем по-другому дело обстоит с человеческими монадами. Для них наступает тот момент, который в христианстве назван Страшным Судом Божьим, когда с человека спрашивается результат его развития за всю прошедшую Манвантару. Именно для человеческой сущности (Буддхи-Манас) этот момент является «страшным», т.к. решается вопрос не о жизни или смерти самой монады, как таковой (она бессмертна), а о судьбе того, что окружает монаду. Монада и её первый аспект – Атма, как неизменные частички Божественного возвращаются к Первоисточнику, их создавшему, в любом случае, а индивидуальность человека, состоящая из второго и лучших проявлений третьего принципов (Буддхи и Высший Манас), может ожидать другая учесть. Если человеческая индивидуальность в результате эволюции и самосознания осознала себя Богом, то лучшие аспекты каузального тела поглощаются буддхиальным, а последнее поглощается Атмой. Поглотив Буддхи и Высший Манас, Атма переходит в Непроявленное. Если же человеческая индивидуальность так и не смогла осознать себя Богом, которого она тысячелетиями носила в себе, если эгоцентрическое самомнение убедило человека, что его сознание и есть он сам, то «только Бог возвращается к Богу». Т.е. монада поглощается Непроявленным, а её оболочки подлежат уничтожению.

  «Что же происходит с тем, что осталось от человеческого эго, после того как его покинула одушевляющая его монада? Его ждет ужасная судьба, ждет горькая чаша мучительных страданий, как следствие разъединения принципов, и полное уничтожение его личности. Ведь круг жизни закончен, все, что было Богом и стало Богом, вернулось к Богу. Все, что не стало Богом, подлежит растворению и превращению в хаос»[22].

  Таким образом, в начале Манвантары из Бога исходит множество монад, и в конце Манвантары все они возвращаются обратно, но лишь немногие из монад, достигших человеческой стадии, возвращаются, достигнув божественной стадии, позволяющей им сохранить их индивидуальность и после Великой Космической Ночи.

  Теперь поговорим о том, что происходит с монадами во время частичной либо Великой Пралайи. В это время монады находятся в Нирване или Паранирване, не осуществляя какой-либо деятельности. Но нельзя говорить об их несуществовании в это время, т.к. рано или поздно этот период заканчивается, и монады начинают новый цикл жизни, притом в качестве ещё более совершенного существа.

  «Усматривать в Нирване уничтожение равносильно тому, что сказать о человеке, погруженном в здоровый, лишенный сновидений сон - который не запечатлевается в физической памяти и мозгу, потому что высшее я спящего находится тогда в его первоначальном состоянии Абсолютного Сознания, - что он тоже уничтожен. Последнее сравнение отвечает лишь одной стороне вопроса, наиболее материальной; ибо поглощение ни в коем случае не является подобным "сном без сновидений", но, наоборот. Абсолютным Существованием, безусловным единением или состоянием, описать которое человеческий язык совершенно и безнадежно неспособен. Единственное приближение к тому, что можно было бы назвать понятным представлением этого состояния, может быть явлено в панорамических видениях души, вызванных посредством духовных представлений божественной монады. Также ни индивидуальность, ни даже сущность личности, если таковая остается, не теряется вследствие поглощения. Ибо как бы ни было беспредельно, с человеческой точки зрения, паранирваническое состояние, все же оно имеет предел в Вечности. Раз оно достигнуто, то та же монада снова возникает из этого состояния, как еще более возвышенное существо и на гораздо более высоком плане, чтобы снова начать свой цикл усовершенствованной деятельности. Человеческий ум, в его настоящей стадии развития, не только не может переступить, но едва даже может достичь этого плана мышления. Ум колеблется здесь, на пределе непостигаемой Абсолютности и Вечности».[23]

  Таким образом, монада вечна, бессмертна и беспредельна. Начало каждой человеческой монады уходит в бесконечность прошлого и может быть прослежено лишь от начала текущей Манвантары, а о конце существования монады не может быть речи, ибо Беспредельность, из которой она изошла и к которой всегда принадлежала и принадлежит, не имеет ни начала, ни конца. Тысячи миров создаются и разрушаются, а бессмертные странники – монады, которые и являются нашим истинным я, продолжают жить в беспредельности…


 

[1] Тут будет рассмотрен именно процесс эволюции человеческой монады. Само понятие монады будет рассмотрено позже в 8 разделе 3 главы. Для более полного и правильного понимания темы необходимо прочитать оба раздела.

[2] А.И. Клизовский «Основы миропонимания новой эпохи»

[3] В.Шмаков «Священная книга Тота».

[4] Пока речь не идёт о человеческой монаде, её ещё не существовало. Отличия «монады» и «человеческой монады» будут рассмотрены в 8 разделе 3 главы.

[5] Е.П.Блаватская «Тайная Доктрина»

[6] Е.П.Блаватская «Тайная Доктрина» т.1

[7] В.Шмаков «Священная книга Тота».

[8] А.И. Клизовский «Основы миропонимания новой эпохи»

[9] Пояснение термина «глобус» будет дано ниже – прим. автора.

[10] Е.П.Блаватская «Тайная Доктрина» т.2

[11] В.Шмаков «Священная книга Тота»

[12] Элементалы – духи стихий, чьё развитие предшествует развитию минерального царства. Подробнее см. словарь. – прим. автора.

[13] Е.П.Блаватская «Тайная Доктрина» т.1

[14] Чтобы легче это себе представить воспользуйтесь схемой предложенной ниже.

[15] Возможно, что малые круги ассоциируются с расами, которых на настоящий момент насчитывается пять, а шестая формируется из людей, опередивших в своём духовном развитии остальное человечество – прим. автора.

[16] Наша Земля; единственный из физически проявленных глобусов – прим. автора.

[17] Нулевой центр, с которого начинается отсчёт – прим. автора.

[18] Е.П.Блаватская «Тайная Доктрина» т.1

[19] А.И.Клизовский «Основы миропонимания новой эпохи».

[20] Е.П.Блаватская «Тайная Доктрина» т.1

[21] А.И.Клизовский «Основы миропонимания новой эпохи».

[22] А.И.Клизовский «Основы миропонимания новой эпохи».

[23] Е.П.Блаватская «Тайная Доктрина» т.1

Top

вернуться к содержанию



Сайт управляется системой uCoz