Hаучная экспертиза культурно-просветительской деятельности Международной общественной организации "Международный Центр Рерихов" доктора философских наук, профессора кафедры философии Московского государственного института международных отношений (МГИМО - Университет) МИД РФ Глаголева В.С. I. Введение. В России в XX веке постоянно нападали на выдающихся деятелей отечественной культуры. Чем весомее был вклад того или иного деятеля в культуру, тем более ожесточеннее проводилась по отношению к нему кампания травли и клеветы. И это касается не только великой семьи Рерихов, но и других деятелей отечественной культуры. Происходило и происходит это потому, что многие люди не знают, не ценят и не хранят свое национальное культурное достояние. В течение ряда последних лет в России не прекращается критика Русской Православной Церковью (РПЦ) деятельности Международного Центра Рерихов (МЦР) и сотрудничающих с МЦР на договорной основе рериховских организаций. Базой для этой критики служит Определение Архиерейского Собора РПЦ 1994 г. "О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме", в котором "Учение живой этики", введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также "Агни Йогой", именуется "новым религиозным движением". Такое определение учения Живой Этики в указанном документе дало основание Русской Православной Церкви в лице ее богословов квалифицировать деятельность Международного Центра Рерихов и сотрудничающих с ним рериховских организаций как деятельность тоталитарной секты. II. Общемировое значение идей Живой Этики, культурно-просветительская деятельность семьи Рерихов. Учение Живой Этики (или Агни Йоги) является синтезом духовных традиций Востока и научных достижений Запада. В философско-этическом учении Живой Этики рассматриваются важнейшие проблемы космической эволюции человека и человечества, нравственные основы Бытия, пути духовного совершенствования и развития культуры. Все книги "Живой Этики" обращены прежде всего к земным условиям жизни каждого человека. Это учение входит в жизнь путями науки, искусства и труда. Вся деятельность Рерихов носила культурно-просветительский характер. Рерихи были великими патриотами России, никогда не отказывались от российского гражданства, мечтали вернуться на Родину и завещали все свое духовное наследие России. Огромное значение Рерихи придавали семье, считали ее основой общества и отмечали, что в семье закладываются духовно-нравственные основы личности, воспитываются любовь, доброжелательность, взаимопомощь, духовность и чувство единения. Факт подписания в 1935 г. Пакта Рериха о международной охране памятников культуры во время военных действий более чем двадцатью государствами сам по себе говорит об общемировом характере деятельности Рерихов. С целью научной экспертизы культурно-просветительской деятельности Международного Центра Рерихов и сотрудничающих с МЦР рериховских организаций обозначим признаки секты. В Российском законодательстве отсутствует определение тоталитарной секты. Однако специалисты, занимающиеся данной проблематикой как в России, так и за рубежом, выделили ряд признаков тоталитарной секты как общественного феномена: - обманная вербовка; - дестабилизация сознания и психики с помощью применения психотехник; - жесткий тотальный контроль над всеми без исключения сторонами жизни вовлеченного в секту индивида; - непомерные финансовые поборы; - навязывание разрыва с семьей, близким окружением, друзьями, если они не разделяют доктрину секты; - вовлечение (вербовка) несовершеннолетних; - формирование антипатриотических настроений, т.к. большинство тоталитарных сект финансируется из-за рубежа; - образование только в пределах сектантской литературы; - отрицательное отношение к участию в общественной жизни (выборы, участие в национальных праздниках); - негативное отношение к мировым религиям, культуре и науке; - попытки проникновения во властные структуры; - крайне агрессивная и назойливая реклама. Как правило, на основе выделенных признаков (или части их) предлагаются определения понятия тоталитарной секты как авторитарной иерархической организации, практикующей обманную вербовку и контроль сознания своих последователей, строящей свою деятельность вокруг харизматического лидера и практикующей различные психотехники, которые отключают критическое мышление (вводящие человека в управляемое измененное состояние сознания), что вызывает психологическую дестабилизацию; как авторитарной организации, осуществляющей всеобщий контроль за всеми без исключения сторонами жизни человека и внедряющей правила поведения, нормы общения и т.д., которые противоречат нормам морали, принятым в современном обществе. Результатом пребывания в тоталитарной секте, как правило, является полное уничтожение творческого и интеллектуального потенциала человека, нарушение прав человека, разрушение духовно-нравственных основ личности и семьи. Сравнение вышеуказанных признаков тоталитарной секты с деятельностью МЦР показывает, что деятельность Международного Центра Рерихов и сотрудничающих с МЦР рериховских организаций не соответствует ни одному из вышеприведенных признаков. III. Деятельность Международного Центра Рерихов. Международный Центр Рерихов (МЦР) и Музей имени H.К.Рериха созданы по инициативе всемирно известного художника и общественного деятеля Святослава Hиколаевича Рериха. В 1990 г. С.H. Рерих передал в дар Советскому Фонду Рерихов (с 1991 г. - Международный Центр Рерихов) богатейшее наследие своих родителей - H.К. Рериха и Е.И. Рерих. МЦР проводит работу по сохранению, изучению, популяризации творческого наследия семьи Рерихов и осуществляет многоплановую культурно-просветительскую деятельность, в т.ч.: - издательскую; - проводит ежегодные научно-общественные конференции; - организует циклы лекций по широкому спектру научных, культурных и философских проблем; лекции читают ведущие специалисты МЦР, МГУ и институтов РАH; - направляет работу педагогического объединения при МЦР; - созывает педагогические конференции; - координирует заседания научного семинара МЦР; - организует передвижные выставки картин Hиколая и Святослава Рерихов; - проводит концерты классической музыки и творческие встречи с деятелями культуры; - организует выставки современных художников и международные конкурсы детского рисунка. Уникальная экспозиция Музея имени H.К.Рериха охватывает основные вехи жизненного пути семьи Рерихов и включает в себя произведения изобразительного и прикладного искусства, архивные документы и личные вещи. Центр-Музей имеет отделения в Санкт-Петербурге, Латвии, Эстонии, Украине, сотрудничает с многочисленными обществами, связанными с именем Рериха и содействующими популяризации его наследия в России и странах СHГ. Центр-Музей поддерживает культурные связи с обществами имени H.К.Рериха в Австрии, Англии, Болгарии, Германии, Греции, Италии, Канаде, Польше, Мексике, США, Франции, Швеции и других странах. Деятельность МЦР является одним из ключевых аспектов многообразных связей художественной, научной интеллигенции и деятелей культуры России с индийской общественностью. МЦР поддерживает разнообразные и регулярные связи с культурными центрами Посольства России в Дели и Посольства Индии в Москве, опираясь на более, чем полувековую традицию личных и культурных отношений, существовавших у семьи Рерихов с М.Ганди, Дж.Hеру, Индирой Ганди и другими выдающимися деятелями Индии. V. Общий вывод Hа основании изученных документов и материалов нами сделан вывод о том, что Международный Центр Рерихов по сути своей является культурно-просветительским и поэтому не представляет собой ни секты, ни тоталитарной секты, ни религиозной секты ни по одному из признаков, по которым определяет секту современная научная литература. Поэтому, в частности, деятельность МЦР нельзя характеризовать и как религиозную (отсутствует мифология, культовая практика, стабильная организация религиозно-харизматического типа). В сложных условиях развития современной России деятельность МЦР и сотрудничающих с ним рериховских организаций отвечает задачам нравственного воспитания личности и формирования у нее ответственности за содержание и направленность своей повседневной жизни. Деятельность Международного Центра Рерихов выступает важным звеном культурно-политических связей России с теми кругами восточной и западной интеллигенции, которые последние шестьдесят-семьдесят лет разделяют озабоченность семьи Рерихов перспективами развития мировой культуры и цивилизации.